СШ «Арена» - История лыжных гонок
г.Курск, ул. Веспремская, 9 Касса 57-41-33; Приемная: 57-67-54
Автономное учреждение
курской области
Спортивная школа
зимних видов спорта

ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ»

Турнир по хоккею с шайбой «На Кубок спортивной школы «Арена» среди команд 2010 г.р.»

ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ»

История лыжных гонок

Возникновение и развитие лыж

В «Толковом словаре спортивных терминов» можно прочитать: «Лыжи – плоские, деревянные, пластиковые и т. п. полозья для передвижения по снегу. По своему назначению лыжи делятся на ступающие и скользящие», – так определили толкователи незатейливый и широко распространенный в мире спортивный инвентарь.

Откуда и когда берет свое начало — это популярное в снежных северных странах средство передвижения? Однозначного ответа на этот вопрос человечество не выработало. Такие источники как «Дистанция - столетие» изобретателями лыж, более всего напоминающих современные, считают лапландцев – жителей природной области, объединяющей северные районы Швеции, Норвегии, Финляндии, России (западные районы Кольского полуострова). Другие утверждают, что лыжи первоначально появились в Азии, ссылаясь на древнейший китайский алфавит, в котором существует иероглиф, обозначающий понятие «доска для скольжения». Швейцарский профессор Альфред Кинг в хронике Мандшу, относящейся к 18 веку до нашей эры, нашел сведения об охотниках, которые, прикрепив к ногам деревянные дощечки и помогая себе двумя палками, пересекали на большой скорости заснеженные расстояния.

В тридцатых годах 20 века в Норвегии открыли гравюры с картинами  "снежной жизни" древних, а в раскопках – остатки лыж, возрастной анализ которых позволил установить, что они использовались еще за 4000 лет до нашей эры.

Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в северных районах России, дают основания говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей страны. На севере сохранились игры и упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Игры отражают охотничью, рыболовную, скотоводческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. Народы российского Севера в 4 - 5-м тысячелетиях до нашей эры применяли в труде (охоте) и быту ходьбу на лыжах, стремясь к быстрому передвижению по снегу. 

В те далекие времена лыжами были приспособления, увеличивающие опорную площадь ноги при передвижении по глубокому снегу и болотистой зыбкой почве. Овальные, снегоступные, они состояли из деревянного обода - кольца и внутренних переплетений из ремней или веревок шириной 20-25 сантиметров и длиной 40-50 сантиметров. К обуви снегоступы крепились ремнями. Это наиболее древний вид ступающих лыж - «медвежья лапа». Родственны ей русские снегоступы - труги, имеющие овальную форму.

Более усовершенствованные канадские лыжи состояли из деревянного обода, внутри которого – 2-3 деревянные перекладины и сетчатый переплет из ремней. Передний конец лыж немного загнут. Ближе к передней части лыжи, на месте крепления носка ноги, имеется окно размером 12 на 8 см. В него во время ходьбы опускается носок ноги. Длина лыжи 95-110 см, ширина – 30-35 см.

На Руси передвижение на лыжах было одним из самых распространенных видов физических упражнений наравне с плаванием и греблей. Особой популярностью в народе пользовались упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. Среди них была ходьба на лыжах, органически входившая в самобытную систему физического воспитания и дополняющуюся народными средствами закаливания с использованием естественных условий природы: купание в холодной воде и обтирание снегом.

По свидетельству современников, славяне отличались закалкой, выносливостью, силой, смелостью и храбростью. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал мастерство наших предков: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят холод, дождь, жар, наготу, недостаток пищи», а способствовала тому их физическая подготовка, включавшая занятия лыжами на снегу. Народы Севера, Сибири, Урала, Средней полосы России с дальних времен применяли в различных условиях труда, быта и военного дела передвижение на лыжах. При охоте использовались подбитые мехом охотничьи лыжи, сохранившиеся до наших дней. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В бытовой жизни применялись лыжи по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземпляры таких лыж. Лыжи, возраст которых оценивается примерно в 4 тысячи лет, также найдены при раскопках свайного поселения на озере Сенница, что в Невельском районе Псковской области. Сенсационное сообщение было сделано научным сотрудником в 1983 г. Оно - итог 20-летней археологической работы на юге области. До этого древнейшей в мире считалась лыжа, хранившаяся в одном из музеев Осло (Норвегия). Интересно, что лыжа почти не изменилась, но древнейшей лыже не хватает только направляющего желобка. Находку у озера Сенница назвали дубокрайской.

Лыжи скандинавского типа имели разную длину и были тихоходными. При движении на них викинги скользили только на длинной левой лыже, а короткая правая служила для отталкивания. Понятно, что быстроходные лыжи наших предков имели преимущество перед теми, что изобрели когда-то в Скандинавии.

Северные племена Руси жили в районах с длительной снежной зимой, занимались охотой, что и стало непосредственной причиной изобретения скользящих лыж. В середине лыжи по бокам крепились 2 планки, в которых проделывались отверстия для носкового ремня. Длина лыжи была от 100 до 180см, ширина 12-18 см. Изготовлялись они из древесины лиственных пород.

Ступающие и охотничьи лыжи широко и с успехом применялись в экспедициях и охотничьем промысле. Лыжи пригодились в 1965 г. советскому космическому экипажу «Восход-2», вынужденно приземлившемуся в Пермской области. Лыжи входили в экипировку отечественных космонавтов и помогли выбраться по глубокому снегу из уральской тайги. Впоследствии космонавтам было присвоено звание Героя Советского Союза и в их честь в Перми проводятся всероссийские соревнования по лыжным гонкам. В военном 1942 г., суровой зимой, ученым Свердловского горного института очень помогли лыжи. Группа ученых во главе с профессором В. Головцыным разработала новый метод разведывательных работ и с неизмеримо меньшей затратой средств. Встав на лыжи, ученые исследовали большие площади и обнаружили более 200 гнезд боксита. А страна получила необходимое количество алюминиевой руды, необходимой для производства самолетов. 

В середине 15-го века лыжи начали применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает о том, что в 1444 году лыжная рать русских воинов была направлена под Рязань против татар.

С 1581 г. лыжная рать начала с Урала покорение Сибири под водительством атамана Ермака. Сохранились гравюры 16 века, запечатлевшие славян на лыжах в быту и в военном деле. По свидетельстве историка П. Словцова («Историческое обозрение Сибири», 1838 г.) дальнейшее завоевание Сибири также сопровождалось походами на лыжах. Русский художник Сергей Иванов посвятил этому событию живописное полотно «Лыжная рать в походе на Югорскую землю», сейчас хранящееся в Московском музее лыж.

Отважные русские люди совершали в 17 веке походы на север и восток, осваивали огромные пространства Сибири и Дальнего Востока, уходя далеко за «Камень» (Уральские горы) по трудному и опасному пути, пытаясь узнать, далеко ли на восток, за Урал, тянется Сибирь, богатая и неизведанная. В 17 веке начали освоение Амурского края. И обширные земли по рекам Лена и Амур разведали русские казаки. Во время похода с наступлением зимы землепроходцы мастерили лыжи, подбитые мехом, и шли на них без пути и дороги.

Своего древнего изобретения наши предки не забывали никогда. Секретарь шведского посольства в Москве Монс Пальм в 1617 г. писал: «Сделали русские изобретение. Они имеют деревянные ободья приблизительно 7 футов длины и в одну пядь ширины, внизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивиться». Русский полководец М.В. Скопин- Шуйский успешно применял лыжные отряды против поляков в 18 веке.

Уральскую лыжную летопись продолжили воинство предводителя восставших яицких казаков Емельяна Пугачева и войска царского полковника Михельсона. В 1774 году в сражениях между ними участвовали егеря (стрелки) на лыжах и целые лыжные отряды. Воспользовался нехитрыми приспособлениями и русский полководец Александр Суворов, в знаменитом переходе через Альпы впервые поставивший орудия на лыжи. Русские крестьяне- лыжники внесли свой весомый вклад в разгром армии Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

Из-за отсутствия дорог в северных странах, в том числе в России, лыжи со временем стали использоваться как средство передвижения. Естественно, ими в первую очередь воспользовались сельские жители. Учитывая то обстоятельство, что в России деревни отстоят друг от друга на расстоянии 2-3 км, на севере страны- 5-10 км, а расстояние от поселений до городов и того больше, крестьяне для поездок могли пользоваться только лыжами. Особенно быстро это преимущество перед пешим ходом оценили дети, которым ежедневно предстояло добираться до школы, расположенной в соседнем селе, а потом тем же способом добираться домой. И эта привычка передвигаться на лыжах сохранилась у них на долгие годы. И потому российские именитые лыжники чаще вырастали в сельской местности и маленьких городках, чем в больших поселениях.

Скандинавские саги рассказывают о том, что лыжные пробеги составляли серьезные испытания и для рыцарства. Так в 1200 году норвежский король создал первые полки из солдат- лыжников.

В России первые гонки провели тоже в армии. В гвардейских частях Петербургского военного округа ежегодно разыгрывался приз для лыжных команд, так как в этих частях систематически занимались лыжной подготовкой. А для развития лыжного дела в других частях русской армии в 1893 году Главным штабом был издан циркуляр №193, который гласил: «На упражнение в использовании лыжами надлежит обратить особое внимание, распространив занятия эти не только для охотников, но, по возможности, на прочих нижних чинов части». К сожалению, циркуляр не возымел должного действия и не дал толчка к развитию лыжных гонок в армии. Только в егерских войсках Москвы и Петербурга велась работа, и то в более позднее время, в финляндских стрелковых батальонах она проводилась до их упразднения в 1901 году.

Во время Русско- японской войны 1905 года делались попытки поставить на лыжи санитарную службу, но более широкого развития эти мероприятия не имели, как и попытки поставить на лыжи некоторые части во время первой мировой войны на русско - германском фронте.

В 1914-1918 годах лыжи использовались лишь в разведке и для внезапных налетов. К началу Первой мировой все крупные европейские государства имели уже значительное количество лыжников, которые использовались в горнострелковых и егерских частях. Такие лыжные части были в армиях соперничающих стран: Германии и Австрии- Франции и Италии. Они успешно воевали в Вогезах, Альпах, Карпатах. 

Развитие лыжных гонок

Начало истории лыжных гонок как вида спорта относится к Норвегии, появившейся в Риме в 1555 году. По книге Олауса Магнуса описываются соревнования, происходившие среди крестьян в то время, когда о подобном развлечении в городе и не подозревали. Вот как описывались эти соревнования: «И этим они занимаются иногда из любви к охоте, а иногда бьются о заклад друг с другом. И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле». Победителей награждали. Магнус утверждает, что регулярные соревнования в лыжных гонках прежде всех стали проводить лапландцы - жители Скандинавии и запад Кольского полуострова.

Первой призовой программой спортивного лыжного соревнования является программа 1767 года, по которой прошли гонки в столице Норвегии Христиании (Осло). В положении о соревновании было записано: «Никому не может быть отказано в допущении к соревнованиям, и все без исключения должны быть допущены для соревнования на указанные призы с лыжной ротой и, следовательно, по возможности и своевременно осведомлены о времени, месте и всех обстоятельствах». Классической считалась дистанция 4 мили (примерно 8 км), а на финише победителей ждали призы. Новая забава быстро распространилась по всей стране, а потом и за ее пределами.

Так была заложена основа скандинавской школы лыжного спорта. Программа для проведения соревнований в беге на лыжах по пересеченной местности предназначалась солдатам. Для пропаганды лыжных гонок еще зимой 1862-1863 годов норвежцы организовали в Тройхейме первую выставку, на которой с успехом демонстрировался лыжный инвентарь. Подобная выставка прошла 2 года спустя в г. Хустби. На ней был представлен инвентарь для лыжных гонок и лыжные мази, изготовленные норвежцами. А в 1877 году в Норвегии был основан и первый лыжный клуб «Христиания», проведший в Хустби первые соревнования уже для победителей.

Огромное влияние на развитие лыжного спорта во всем мире, и особенно в Европе, оказало путешествие Ф. Нансена, пересекшего в 1888 г. на лыжах Гренландию. Вышедшая через 2 года после путешествия книга дала сильный толчок к появлению клубов не только в Норвегии, но и во всем мире. К тому времени расширилась область применения скользящих лыж. Они получили различное применение: спортивное, туристское, бытовое, - а спортивные стали подразделяться на гоночные, горные, прыжковые.

Население Европы знакомилось с лыжным спортом через норвежских преподавателей или через норвежцев, приезжавших в эти страны на заработки.

В Швеции лыжный спорт начал развиваться несколько позже, чем в Норвегии и в Финляндии, бывшей тогда в составе России. В 1870-1890 годах шведских лыжников, пользовавшихся лыжами для туризма и спорта, можно было легко перечислить. Среди мероприятий, впервые вызвавших интерес к лыжным гонкам как к виду спорта, наибольшее значение имело состязание в гонке на 220 км и пробег на 460 км, проведенные в 1883-1884 гг. Эти состязания были организованы известным шведским исследователем Арктики Нильсом Норденшельдом, иностранным членом - корреспондентом Петербургской академии наук. Оба пробега выиграл Марс Тюорда, прошедший 220 км за 21 час 22 мин, а 460 км – за 57 ходовых часов. Организация обоих пробегов преследовала исследовательские цели, выясняла использование лыж при экспедициях в Арктику.

Первый лыжный клуб появился в Норвегии, позже был создан в столице Швеции- Стокгольме, а в начале 20 века там появилось и «общество для содействия лыжному спорту», объединившее спортклубы страны.

В начале 90-х годов 19 века в большинстве стран Западной Европы появились лыжные организации полутуристского, полуспортивного характера. В Англии лыжи хоть были известны относительно давно, лыжный спорт широкого распространения не получал из-за неподходящих для его развития условий зимы. Но предприимчивые британцы организовали свои лыжные клубы в Швейцарии в 1902-1903 годах. Появлению лыжного спорта в странах Северной Америки способствовали норвежцы- братья Геммесвед, эмигрировавшие в конце 19 века из Норвегии в США. Центром лыжного спорта в это время в Японии становился северный остров Хоккайдо.

Появилась необходимость в согласованных правилах и организации лыжного спорта, чем и занялась сформированная в Норвегии в 1910 г. Международная лыжная комиссия.

1924 год был особенно знаменательным для лыжного спорта: была создана Международная федерация лыжного спорта (ФИС); с участием лыжников состоялись 1-ые зимние Олимпийские игры в Шамони; их признали первым официальным чемпионатом мира по лыжному спорту.

С того времени программа гоночных состязаний стала значительно разнообразнее. В нее вошли: для мужчин - гонки на 30, 10 и 15 км; эстафета 4х10 км; гонка на 50 км; для женщин - гонки на 15, 5 и 10 км; эстафета 4х5 км; гонка на 30 км. Именно в такой последовательности проводились состязания лыжников как на Олимпийских играх, так и на чемпионатах мира. 

Здесь необходимо дать 2 пояснения. Одно касается способа лыжного бега. Разработанный в 80-х годах ХХ в. коньковый ход вызвал революцию в лыжном спорте. С одной стороны, приверженцы нового стиля получили значительное преимущество в скорости, с другой - в ходе гонки они мешали «классикам». Теперь способ передвижения на дистанции строго регламентируется на каждом соревновании. Соответственно готовится и трасса.

Другое пояснение имеет отношение к гонкам на 10 и 15 км у мужчин и на 5 и 10 км у женщин. Эти состязания на двух дистанциях были связаны между собой, хотя в каждом разыгрывались свои медали. Более короткая гонка проводилась классическим стилем и с раздельным стартом. А в проходящей на следующий день гонке преследования участники использовали коньковый ход. Лыжники стартовали с разницей во времени, выигранной накануне. Победителем становился спортсмен, который финишировал первым. Начиная с чемпионата мира 2001 г., правила гонок преследования изменились. Их проводят в один день, при этом в двух гонках разыгрывается единственный комплект наград. Женщины соревнуются по формуле 5 и 5 км классическим и свободным стилями, мужчины- по формуле 10 и 10 км. Перерыв между гонками составляет 2-3 часа, второй старт дается с преимуществом, добытым на первой дистанции. Этому виду программы дали название: «гонка по системе Гундерсена". Спустя несколько лет, уже на чемпионате мира 2005 года правила этой гонки меняются. То есть это становится как одна гонка – гонка с переодеванием. Сначала спортсмены стартуют классикой, проходят половину дистанции и на «пит стопе» быстро переодевают лыжи и палки, и бегут вторую половину дистанции. Причем все спортсмены стартуют вместе. Такая гонка получила название «Дуатлон». Переодевание полок и лыж так же имеет большое значение, так как на этом можно выиграть время. Увеличилась длина дистанции, женщины бегут 7.5 х 7.5 км., а мужчины 15 х15 км.

Однако в программе чемпионатов мира сохранились и индивидуальные гонки: у женщин на 10 км и у мужчин на 15 км. Кроме того, появилась и новинка - лыжный спринт (дистанция 1600 м) – индивидуальный. И командный спринт, то есть как эстафета. В команде два человека, и каждый участник должен, меняя друг друга, пройти одну дистанцию три раза.

Лыжная эстафета начинается с общего старта всех участников. 1 и 2 этапы – классический стиль, 3 и 4- коньковый.

Вполне естественно, что долгое время в лыжном спорте господствовали норвежцы. Счет их победам открыл Торлейф Хауг, завоевавший в 1924 г. на Олимпийских играх в Шамони в гонках на 18 и 50 км высший титул. Хауга провозгласили «королем лыж». До своего олимпийского триумфа он 6 раз выигрывал 50-км гонку на традиционных Холменколленских играх. «Скандинавская эпоха» в лыжных гонках продлилась до начала 50-х гг. ХХ в.- тогда в спор за титулы чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр включились советские лыжники.

С тех давних времен и по наше время присваивают звание «король лыж». Это звание заслуживают те спортсмены, которые на одном Чемпионате Мира или Олимпийских Играх выигрывают две длинных дистанции – это 30 км и 50 км. Наши советские лыжники не раз завоевывали это звание. Это такие спортсмены как Зимятов, Завьялов, Веденин и др.

 

Будете ли Вы рекомендовать родным, знакомым Вам людям использовать Порталами для получения государственных услуг?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

Какой способ получения услуг для Вас наиболее предпочтителен?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

Из какого источника Вы получили информацию об услугах в электронном виде?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

Планируете ли Вы заказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: